Снегоборьба – вопросы и ответы

Какие требования охраны труда при очистке железнодорожных путей и стрелочных переводов от снега?

Работы по очистке централизованных стрелочных переводов от снега должны производиться только в перерывах между движением поездов и маневровых составов. Работы на стрелочных переводах, расположенных на горочных и сортировочных путях, должны производиться только во время перерывов в маневровой работе и роспуске составов или с закрытием пути и с обязательным соблюдением требований. Работы по очистке и уборке горочных и подгорочных путей от снега должны производиться в периоды, когда эти пути закрыты.

Работа по очистке стрелочных переводов должна производиться группой, состоящей не менее чем из двух и не более чем из шести монтеров пути, один из которых должен вести наблюдение за движением поездов и не участвовать в работе. На раздельных пунктах, где нет постоянной маневровой работы, разрешается производить очистку стрелочных переводов от снега вручную одному монтеру пути по квалификации не ниже 3 разряда. Перечень таких раздельных пунктов, порядок оповещения монтеров пути о приближении поездов и дополнительные меры безопасности устанавливаются начальником отделения железной дороги (главным инженером железной дороги) или начальником станции, за которым закреплены эти раздельные пункты, по согласованию с техническим инспектором труда профсоюза.

Перед началом очистки снега на централизованных стрелочных переводах монтер пути, являющийся старшим группы, или монтер пути, работающий в одно лицо, должен оградить место работы: днем – красным сигналом; ночью и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, ухудшающих видимость, – ручным фонарем с красными огнями.

Очистка от снега стрелочных переводов сжатым воздухом должна производиться двумя монтерами пути не ниже 3 разряда, один из которых непосредственно производит очистку стрелочного перевода от снега, а другой (наблюдающий, он же сигналист) должен находиться у места присоединения воздушного шланга к запорному вентилю воздухопроводной сети, следить за объявлениями по громкоговорящей связи или подачей специального звукового сигнала о предстоящем пропуске поезда, роспуске вагонов, прохождении локомотива или маневрового состава через зону работ и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха и дать команду монтеру пути, работающему со шлангом, о прекращении работы и уходе со стрелочного перевода.

 

Каков должен быть состав бригады при очистке стрелок и путей от снега?

Руководители работ по очистке стрелок являются ответственными за обеспечение безопасности труда работников.

Для очистки от снега путей и стрелочных переводов к руководителю этих работ допускается прикреплять группы работников:

  • на однопутных участках и станционных путях – не более 15 человек;
  • на двухпутных участках – не более 20 человек;
  • на стрелочных переводах – от 2 до 6 человек.

 

Как правильно чистить стрелочный перевод?

Работы по очистке стрелочных переводов (далее – стрелок) и железнодорожных путей от снега должны выполняться в светлое время суток при перерывах между движением поездов и маневровых составов.
Текущая очистка от снега стрелочных переводов производится непрерывно во время снегопадов и метелей стационарными устройствами электрообогрева и пневмоочистки, а также шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов. На стрелочных переводах для сколки льда может применяться ударный пневматический или электрический инструмент.

 

Где допускается ручная очистка пути от снега?

Ручная очистка допускается в местах, где невозможна работа снегоочистительных машин.

Снегоочистители и снегоуборочные машины направляются к месту проведения работ начальником дистанции пути или его заместителем. Дежурный по направлению диспетчерского центра управления перевозками (при отсутствии в штате диспетчерского центра управления перевозками дежурного по направлению – диспетчер по управлению перевозками (района управления), получив заявку начальника дистанции пути, принимает меры к незамедлительному отправлению снегоочистителя или снегоуборочного поезда на участок.

Ручная очистка производится в тех местах, где нельзя пропустить снегоочиститель или снегоуборочный поезд в рабочем состоянии (настилы переездов и подходы к ним, стрелки примыкания, участки пути на подходах к мостам, тоннелям, между платформами и у других препятствий), а также во всех случаях, когда пропуск снегоочистительных и снегоуборочных машин задерживается.

 

Когда должны выполняться работы по очистке стрелочных переводов и путей от снега?

Во всех случаях производства работ на стрелочных переводах руководитель работ – мастер (бригадир) или самостоятельно работающий монтер пути делает соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети с указанием места и времени производства работ, и средствах оповещения работающих на стрелочных переводах о приближении поездов.

Работы по очистке стрелочных переводов и путей от снега должны выполняться в перерывах между движением поездов, маневровыми передвижениями и роспуском вагонов с сортировочной горки, как правило, в светлое время суток.

В темное время суток очищать стрелочные переводы разрешается только в случаях крайней необходимости, вызванной неблагоприятными метеорологическими условиями (снегопад, метель, ураган). Работа по очистке горочных и подгорочных путей, стрелочных переводов, проезжей части переездов должна производиться в период отсутствия движения в данном районе.

 

Что необходимо предпринять для очистки централизованных стрелочных переводов перед началом работы?

Перед началом очистки снега на централизованных стрелочных переводах руководитель работ (старший группы), или монтер пути, работающий в одно лицо, должен оградить место работы днем – красным сигналом, ночью и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, ухудшающих видимость – ручным фонарем с красным огнем.

На стрелочном переводе между отведенным остряком и рамным рельсом, а также на крестовинах с подвижным сердечником между сердечником и усовиком против тяг электропривода должен закладываться деревянный вкладыш.

Итак, подведем итог:

  • Оградить днем место работы красным сигналом
  • Оградить днем место работы при тумане фонарем с красным огнем
  • Установить деревянный вкладыш между остряком и рамным рельсом

 

Сколько работников выполняет шланговый очистку пути?

Работа по очистке стрелочных переводов должна производиться группой, состоящей не менее чем из двух и не более чем из шести монтеров пути, один из которых должен вести наблюдение за движением поездов и не участвовать в работе.

На раздельных пунктах, где нет постоянной маневровой работы, разрешается производить очистку стрелочных переводов от снега вручную одному монтеру пути по квалификации не ниже 3 разряда. Перечень таких раздельных пунктов, порядок оповещения монтеров пути о приближении поездов и дополнительные меры безопасности устанавливаются начальником отделения железной дороги (главным инженером железной дороги) или начальником станции, за которым закреплены эти раздельные пункты, по согласованию с техническим инспектором труда профсоюза.

При работе в одно лицо монтер пути должен: следить за оповещением о приеме, отправлении, проследовании поездов и предстоящих маневровых передвижениях; располагаться лицом в сторону ожидаемого маневрирующего состава или поезда правильного направления движения, не ослабляя внимания к движению поездов противоположного направления.

Очистка от снега стрелочных переводов сжатым воздухом должна производиться двумя монтерами пути не ниже 3 разряда, один из которых непосредственно производит очистку стрелочного перевода от снега, а другой (наблюдающий, он же сигналист) должен находиться у места присоединения воздушного шланга к запорному вентилю воздухопроводной сети, следить за объявлениями по громкоговорящей связи или подачей специального звукового сигнала о предстоящем пропуске поезда, роспуске вагонов, прохождении локомотива или маневрового состава через зону работ и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха и дать команду монтеру пути, работающему со шлангом, о прекращении работы и уходе со стрелочного перевода.

 

Кто является ответственным за обеспечение безопасности работников при очистке стрелочного перевода от снега?

Для обеспечения безопасности работников, привлекаемых для неотложного выполнения работ по снегоборьбе, руководитель работ (старший дорожный мастер, дорожный мастер, бригадир дистанции пути или монтеры пути не ниже 3 разряда дистанций пути или ПМС) проводит перед началом работ целевой инструктаж с записью в “Журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте”, где знакомит работников с конкретной производственной обстановкой на рабочем месте и безопасными приемами труда. В местах сбора рабочих на специальных стендах должны быть вывешены плакаты по охране труда при производстве работ по очистке путей и стрелочных переводов от снега и предупреждению обморожения.

Руководители работ по очистке стрелок являются ответственными за обеспечение безопасности труда работников.

 

Какие нормы по очистке стрелочных переводов?

Нормы на обслуживание при монтаже, наладке и ремонте стационарных устройств пневмоочистки и электрообогрева стрелок, обслуживаемыми группой из 2-х человек.

Условия
эксплуатации

Количество
стрелок со стационарными устройствами, обслуживаемыми группой из 2-х человек

Устройства
пневмоочистки

Устройства
электрообогрева

на
промежуточных и малых станциях.

на
крупных станциях

Стрелки, расположенные на участках пути
внеклассного, 1-го и 2-го классов, с грузонапряженностью
25 50 млн. т. брутто

75

100

150

Стрелки, расположенные на прочих станциях

85

110

165

 

Нормы по расходу труда при шланговой профилактической пневмообдувке стрелок от снега, оборудованных стационарными устройствами пневмоочистки.

Условия
эксплуатации

Величина
снегоотложения зимой за сутки, см

Количество
требуемых прочисток стрелочного перевода за смену, шт.

Количество
стрелочных переводов очищаемых за восьмичасовую смену бригадой из двух
человек, шт.

Станции внеклассные, 1-го и 2-го классов на
участках с грузонапряженностью 25- 50 млн. т брутто

Бесснежный
период

1

120

До 10

1

45

До 20

3

15

30

5

9

Станции 3-го класса на участках с грузонапряженностью 10-25 млн. т брутто

Бесснежный
период

1

120

До 10

1

50

До 20

2

25

30

3

13

Станции на участках с грузонапряженностью
менее10 млн. т брутто в год

Бесснежный
период

1

120

До 10

1

60

До 20

2

30

30

3

15

 

Очистка стрелочных переводов от снега и льда вручную?

При снегопадах и метелях очистка стрелочных переводов, не оборудованных стационарными устройствами пневмообдува и электрообогрева, производится в соответствии с Типовыми технически обоснованными нормами времени на работы по снегоборьбе.

При очистке стрелочных переводов от снега в первую очередь очищают пространство между рамными рельсами и остряками стрелок, тяги электроприводов, подвижные сердечники крестовин, контррельсовые и крестовинные желоба, т. е. непосредственно саму стрелку.

При выполнении работ по сколке льда на стрелочных переводах и в местах препятствий необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность перекрытия сигналов. На стрелочных переводах для сколки льда может быть применен ручной, а также ударный пневматический или электрический инструмент.

На стрелках, оборудованных стационарными устройствами пневмоочистки, ручного труда при профилактической очистке стрелок требуется меньше, чем на стрелках, не оборудованных этими устройствами. Нормы по расходу труда при шланговой пневмообдувке стрелок, оборудованных стационарными устройствами пневмоочистки, для двух монтеров пути 4-го и 2-го разрядов приведены в таблице. Следует учитывать, что при применении стационарных устройств пневмоочистки стрелок от снега дополнительная шланговая пневмоочистка стрелок производится круглосуточно. На малодеятельных станциях расход труда на ручную пневмообдувку стрелок меньше, так как стрелки для приготовления маршрутов переводятся реже.

При электрообогреве стрелок в бесснежный период и при слабых снегоотложениях (до 10 см) профилактическая очистка стрелок не производится. При снегоотложениях более 10 см очистка стрелок с электрообогревом производится только в дневную смену по нормам на ручное обметание и очистку стрелок в соответствии с Типовыми технически обоснованными нормами времени на работы по снегоборьбе.

Таблица. Нормы по расходу труда при шланговой профилактической пневмообдувке стрелок от снега, оборудованных стационарными устройствами пневмоочистки.

Условия
эксплуатации

Величина
снегоотложения зимой за сутки, см

Количество
требуемых прочисток стрелочного перевода за смену, шт.

Количество
стрелочных переводов очищаемых за восьмичасовую смену бригадой из двух
человек, шт.

Станции внеклассные, 1-го и 2-го классов на
участках с грузонапряженностью 25- 50 млн. т брутто

Бесснежный
период

1

120

До 10

1

45

До 20

3

15

30

5

9

Станции 3-го класса на участках с грузонапряженностью 10-25 млн. т брутто

Бесснежный
период

1

120

До 10

1

50

До 20

2

25

30

3

13

Станции на участках с грузонапряженностью
менее10 млн. т брутто в год

Бесснежный
период

1

120

До 10

1

60

До 20

2

30

30

3

15

При работе на стрелочных переводах, оборудованных устройствами электрообогрева: включение и отключение обогрева соответствующей группы стрелок могут осуществляться дистанционно дежурным по станции или непосредственно на месте из шкафа управления работниками дистанции пути или другими работниками в соответствии с Техническими указаниями по обслуживанию устройств электрообогрева для очистки стрелочных переводов от снега;
при неисправности устройств электрообогрева дежурный по станции должен вызвать представителя дистанции электроснабжения для устранения неисправности и сообщить дорожному мастеру или бригадиру пути;
запрещается при включенном электрообогреве производить какие-либо работы на стрелочном переводе, кроме ручной очистки с помощью неметаллического инструмента или шланговой обдувки, не касаясь наконечником металлических частей стрелочного перевода.

 

Какая роль старшего группы по очистке стрелочных переводов от снега?

Обслуживание и ремонт стационарных устройств пневмоочистки стрелок производит группа их двух человек в составе старшего группы — наладчика путевых машин и механизмов пятого разряда и наладчика путевых машин и механизмов четвертого разряда. Обслуживание устройств пневмоочистки ведется в дневную смену.
Старший группы следит за проходом поездов, закрывает и открывает разобщительный кран воздухоразборной колонки, расправляет и переносит шланг.

 

Как следует переносить шланг для очистки стрелочных переводов?

Очистка от снега стрелочных переводов сжатым воздухом должна производиться двумя монтерами пути не ниже 3 разряда, один из которых непосредственно производит очистку стрелочного перевода от снега, а другой (наблюдающий, он же сигналист) должен находиться у места присоединения воздушного шланга к запорному вентилю воздухопроводной сети, следить за объявлениями по громкоговорящей связи или подачей специального звукового сигнала о предстоящем пропуске поезда, роспуске вагонов, прохождении локомотива или маневрового состава через зону работ и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха и дать команду монтеру пути, работающему со шлангом, о прекращении работы и уходе со стрелочного перевода.
Воздушный шланг к месту проведения работ и местам его хранения следует переносить собранным в кольца.

При необходимости пересечения путей шланг нужно прокладывать под рельсами в шпальных ящиках, очищенных от снега и балласта. Запрещается открывать разобщительный кран пневмообдувки и подавать воздух, если шланг полностью не расправлен и наконечник не находится в руках работающего. Концевая головка шланга и колонка должны быть плотно соединены.

 

Кто руководит работой по очистке станционных путей?

Работой по очистке станционных путей руководит работник, по должности не ниже бригадира пути, прошедший испытания в знании правил технической эксплуатации и назначенный на должность установленным в ОАО “РЖД” порядком.