Торговый дом «Трансснаб»

Пневмообдувочные устройства

В системе снегоборьбы большое значение имеет обеспечение бесперебойной работы централизованных стрелочных переводов. Периодическая очистка стрелок снегоуборочными машинами на крупных или промежуточных станциях не может решить эту задачу, так как в период снегопадов и метелей из-за напрессовки снега между остряком и рамным рельсом и в других подвижных частях стрелочного перевода может произойти отказ в работе уже в течение нескольких минут. Поэтому централизованные стрелочные переводы оборудуются средствами текущей очистки.

Наиболее широкое распространение на сети железных дорог получили устройства пневматической очистки стрелок. Для текущей очистки используются также тепловые устройства (электрические и газовые обогреватели, применение которых еще не вышло из стадии экспериментальных работ). Пневматические устройства предназначаются для удаления выпадающего снега из зоны остряков и рамных рельсов путем периодической продувки этой зоны сжатым воздухом. По мере накопления снега на других частях стрелочных переводов он должен убираться машинами или другими средствами.

Существует несколько типов пневмообдувочных устройств, разработанных институтом ГТСС (Гипротранссигналсвязь). Эти устройства отличаются главным образом системой питания сжатым воздухом и управления:

а) однопрограммное пневмообдувочное устройство с шаговой системой управления. Эти устройства применяются главным образом на крупных станциях и узлах в районах слабой снегозаносимости, обеспечивают поочередную очистку стрелок от снега с заданным (постоянным) режимом работы;

б) многопрограммное пневмообдувочное устройство с блочной системой управления для крупных станций и узлов с интенсивной поездной и маневровой работой в районах средней и сильной за-носимости. Блочная система управления в отличие от шаговой имеет три способа включения: циклический — поочередно на всех стрелках, как и при шаговом управлении; групповой — на наиболее деятельных стрелках, выделенных в отдельную группу; индивидуальный — на любой стрелке по необходимости с учетом погодных условий. При всех способах включения предусмотрено три режима работы: облегченный, нормальный и усиленный;

в) пневмообдувочное устройство с малым компрессором для промежуточных станций, участков с диспетчерской централизацией, а также для отдельных стрелок, удаленных от станции.

Во всех типах пневмообдувочных устройств обязательные элементы — установленная на стрелке арматура — трубы с соплами (гребенки), направляющими сжатый воздух в пространство между остряком и рамным рельсом, и электропневматические клапаны ЭПК-64, обеспечивающие подачу сжатого воздуха из пневматической магистрали к арматуре. Клапан ЭПК-64 состоит из двух самостоятельных клапанов, каждый из которых связан со своей гребенкой арматуры. Сжатый воздух подается клапаном ЭПК-64 только в арматурную гребенку отжатого остряка.

Для питания сжатым воздухом пневмообдувочных устройств применяются стационарные или передвижные компрессорные установки различной производительности. Воздухоразводящая сеть рассчитывается из условия обеспечения давления перед электропневматическим клапаном на каждой стрелке порядка 0,5 МПа, поэтому в местах, значительно удаленных от компрессорной станции, устанавливают воздухосборники. При подаче сжатого воздуха в разводящую сеть предусматриваются охлаждение и осушка воздуха.

Во всех типах пневмообдувочных устройств давление воздуха перед ЭПК порядка 0,47 — 0,5 МПа. Продолжительность обдувки за один цикл 4—5 с. Время цикла повторной продувки около 6 мин. (При блочной системе управления разработаны также режимы с интервалами в 2 и 0,6 мин.)

Автоматические пневмообдувочные устройства дополняются устройствами пневматической шланговой ручной очистки. Колонки для подсоединения переносного шланга длиной 10—15 м устанавливаются для обслуживания одной или группы стрелок. Ручная пневматическая очистка стрелок выполняется не менее чем двумя монтерами пути, один из которых старший.

Устройства пневматической очистки стрелок должны включаться в работу сразу же в начале снегопада или метели, так как уплотненный снег, образовавшийся между остряком и рамным рельсом после перевода стрелки, трудно поддается выдуванию.